Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
В Г(О)БУ «Лебедянский ЦПД» созданы необходимые условия для организации образовательно-воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Образовательный процесс в учреждении оснащён наглядными, методическими пособиями, учебным оборудованием. В достаточном количестве имеется игровой материал, детская художественная литература. Во всех учебных помещениях установлена современная и качественная мебель. Всё оснащение образовательного процесса соответствует возрасту детей, санитарно-гигиеническим требованиям. При обучении детей широко используются технические средства обучения.
Материально-техническая база учреждения включает необходимую технику и оборудование для обучения и воспитания детей: телевизоры, ДВД, магнитофоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты, видеокамеру, фотоаппарат, учебные пособия, спортивное оборудование, музыкальные инструменты и др.
Образовательная деятельность осуществляется с воспитанниками:
- в кабинетах учителей-дефектологов;
- в кабинете педагога-психолога;
- в групповых комнатах;
- в сенсорной комнате;
- в музыкальном (физкультурном) зале.
В качестве спортивного объекта в центре используется физкультурный (музыкальный) зал.
Кабинеты учителей-дефектологов – 2
Оборудование:
- ноутбуки – 2
- планшетные компьютеры - 3
- магнитофоны – 2
- магнитная доска – 2
- фланелеграф – 2
- мольберт – 2
- наборное полотно – 2
- детские столы – 6
- детские стулья – 12
- рабочий стол для педагога – 2
- шкаф для пособий и литературы – 4
Пособия:
- для обследования речи;
- для обследования и развития неречевых процессов (память, внимание, мышление, воображение);
- для развития зрительного восприятия и внимания;
- для развития дыхания;
- для развития мелкой моторики и графических навыков:
- для формирования правильного звукопроизношения;
- для развития связной речи;
- для развития фонематического слуха;
- дидактические игры;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- счётный и раздаточный материал по математике;
- материалы по ознакомлению детей с социальным миром.
Кабинет педагога-психолога – 1
Оборудование:
- ноутбук;
- планшетный компьютер;
- магнитофон;
- рабочий стол педагога;
- детский стол;
- стеллажи, на которых размещена документация, методическая литература, пособия, игры;
- песочница с игровым материалом;
- аромалампа;
- атрибуты по сенсорному развитию
- игры, игрушки: пазлы, пирамидки, матрёшки, рамки-вкладыши, набор строительного материала, мозаики, шар форм (с прорезями); мячи (большие и маленькие);
- дидактические и тематические игры «Азбука настроений», «Кто чей малыш?», «Что перепутал художник?», «Необычные животные», «Разноцветные гномики», «Чья тень?», «Волшебный круг», «Неразлучные друзья», «Чей домик?» и др.
- лото «Ассоциации», «Фрукты», «Овощи», «Цветы», «Птицы», «Рыбы», «Домашние животные», «Дикие животные».
- настольный (бумажный) театр «Гуси-лебеди», «Три медведя» и др.;
- разнообразный художественный материал (гуашь, акварель, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, картон, цветная бумага);
- природный материал (различные зёрна, каштаны, шишки, жёлуди).
- развивающие игры («Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера»).
Музыкальный (физкультурный) зал – 1
Оборудование:
- пианино – 1
- электропианино – 1
- баян – 1
- ДВД - 1
- телевизор – 1
- домашний кинотеатр - 1
- музыкальный центр – 1
- магнитофон – 1
- диски с записью детских песен
- детские музыкальные инструменты
- набор портретов композиторов
- декорации, атрибуты к музыкальным мероприятиям
- музыкальные дидактические игры
- иллюстрации
- игрушки, атрибуты к играм
- методическая литература
- методические журналы
- детские стулья – 40
- стулья для взрослых – 20
- рабочий стол педагога – 1
- мебельная стенка – 1
Спортивное оборудование:
- детские тренажёры – 3
- скамья для ходьбы – 1
- гимнастические палки - 10
- обручи – 20
- мячи – 20
- дуги для подлезания – 3
- гимнастические маты – 3
- мешочки с песком – 20
- кегли – 10
- большие гимнастические мячи – 3
- канат – 1
- деревянная ребристая дорожка – 3
- шведская стенка – 2
- стойки – 10
- мягкие модули – 20
- скакалки – 10
- наклонная доска – 1
Сенсорная комната – 1
Оборудование:
- стол для рисования с песком
- «Сухой дождь»
- световая панель «Бесконечность»
- воздушно-пузырьковая колонна «Ручеек» с подсветкой
- колесо спецэффектов «Жидкое»
- световой проектор «Меркурий S» со встроенным ротатором
- кресло «Капля» с гранулами
Средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста
в Г(О)БУ «Лебедянский ЦПД»:
I. Материальные средства обучения.
Предметы материальной культуры:
- натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы (объекты);
- изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей,
фруктов и др.;
- игрушки:
сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;
дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки, бирюльки и др.), мозаики, настольные и печатные игры;
игрушки-забавы: смешные фигурки людей, животных, игрушки-забавы с
механическими, электротехническими и электронными устройствами;
спортивные игрушки: направленные на укрепление мышц рук,
предплечья, развитие координации движений (волчки, серсо, мячи, обручи);
содействующие развитию навыков бега, прыжков, укреплению мышц ног,
туловища (каталки, самокаты, скакалки); предназначенные для коллективных
игр (настольные баскетбол, футбол, хоккей, пинг-понг);
музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию
музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны,
гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки и др.);
театрализованные игрушки: куклы — театральные персонажи, куклы
бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы
костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория, крупные
надувные игрушки (сказочные персонажи, животные) и др.;
технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, микроскопы,
калейдоскопы, детские швейные машины и др.;
строительные и конструктивные материалы: наборы строительных
материалов, конструкторы, легкий модульный материал;
игрушки-самоделки из разных материалов: неоформленных (бумага,
картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных
(коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных
(шишки, желуди, ветки, солома, глина);
учебно-игровые пособия: дидактический материал (раздаточный материал).
2. Технические средства обучения.
Технические устройства (аппаратура):
- мультимедийный проектор;
- звуковая аппаратура (аудиотехника): магнитофоны, компьютеры;
- музыкальные центры (аудиосистемы);
- экранно-звуковая аппаратура: телевизоры, видеокамера, компьютеры;
- вспомогательные технические средства: экран, интерактивная доска и
стол, периферийные устройства (монитор, клавиатура, принтер, сканер,
звуковые колонки и др.), цифровой фотоаппарат и видеокамера.
Дидактические средства обучения (носители информации):
- экранные: статические (слайды); звуковые: магнитофонная запись,
цифровая запись;
- экранно-звуковые (комбинированные): звуковое кино, озвученные
диафильмы и слайды, видеозаписи, телепередачи.
3. Учебно-методическое обеспечение: пакеты прикладных программ по
различным образовательным областям; учебные пособия и тексты
(первоисточники, издания справочного характера, периодические
педагогические издания и пр.); тестовый материал; методические разработки
(рекомендации).
4. Художественные средства (произведения искусства и иные
достижения культуры): произведения живописи, музыки, архитектуры,
скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, детская
художественная литература (в том числе справочная, познавательная, общие
и тематические энциклопедии для дошкольников), произведения
национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, костюмы и пр.)
5. Средства наглядности (плоскостная наглядность):
- картины: дидактические картины (серии картин), репродукции картин
известных художников, книжная графика, предметные картинки;
фотографии;
- предметно-схематические модели (календарь природы и пр.);
- графические модели (графики, схемы и т. п.)
Условия питания воспитанников
Питание воспитанников Г(О)БУ «Лебедянский ЦПД» регламентируется СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 09.02.2015 № 8). Питание детей до 3 лет и детей старшего дошкольного возраста осуществляется в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (от 15.05.2013 № 26).
Питание детей организовано в соответствии с примерным 2-х недельным меню, которое разработано с учетом возраста детей, физиологическими потребностями и энергетической ценностью готовых блюд.
Пища для воспитанников готовится на пищеблоке и выдается в группы после снятия пробы и записи в журнале бракеражной комиссии. Дети питаются в своих группах, которые оборудованы по квартирному типу. Продукты питания поставляются в учреждение с необходимой документацией, подтверждающей качество товара.
В учреждении осуществляется пятиразовое сбалансированное питание детей. В рационе ежедневно присутствуют необходимые продукты, проводится йодирование и с-витаминазия блюд.
В целях контроля за качеством и безопасностью готовящейся на пищеблоке пищи, от каждой партии производимой продукции отбирается суточная проба.
На пищеблоке, в группах, где дети принимают пищу, соблюдаются необходимые санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования.
Закупка продуктов для учреждения осуществляется через процедуру заключения контрактов путем совместных электронных аукционов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Тщательно прорабатывается рынок поставщиков, к участию в торгах не допускаются недобросовестные поставщики (проверяется реестр недобросовестных поставщиков, документация поставщиков). В период исполнения контрактов и договоров проводится экспертиза качества продуктов питания путем отбора проб в ОГБУ «Липецкая областная ветеринарная лаборатория».
Условия охрана здоровья воспитанников
В учреждении созданы хорошие медико-социальные условия, обеспечивающие высокий уровень охраны и укрепления здоровья детей и их физического развития. Общее санитарно-гигиеническое состояние центра соответствует требованиям СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 09.02.2015 № 8).
Медицинское обслуживание в учреждении осуществляется врачом-педиатром и медицинскими сёстрами на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности. В центре имеется медицинский блок: кабинет врача, изолятор, процедурный кабинет. Медицинский персонал наряду с администрацией несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
Ежегодно все воспитанники проходят диспансеризацию. Направление детей на диспансеризацию организуется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 марта 2011 г. № 162н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» и графиком проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних. По итогам диспансеризации выполняются все предписания врачей: дети пролечиваются стационарно или амбулаторно в детской областной или районной больнице.
В учреждении имеются необходимые условия для физического развития детей:
- спортивный (музыкальный) зал (с необходимым оборудованием и инвентарём);
- физкультурные уголки в группах;
- спортивная площадка;
- игровые площадки со спортивными постройками (на прогулочных участках);
- пособия и оборудование для проведения закаливающих процедур и профилактических мероприятий (профилактика нарушений осанки и плоскостопия);
- картотеки подвижных игр, комплексов утренней, дыхательной гимнастики, сценарии спортивных праздников и т.д.
Педагогами систематически проводятся все необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия: утренняя и бодрящая гимнастики, физкультурные занятия, подвижные игры, динамические паузы во время статичных занятий, спортивные праздники и развлечения, закаливание, индивидуальная работа по развитию движений и др. Большое внимание педагоги уделяют формированию у воспитанников интереса к здоровому образу жизни. Во всех возрастных группах с детьми проводится разнообразная работа по данному направлению: беседы, игры, чтение художественной литературы, наблюдения, экскурсии, праздники, развлечения, индивидуальная работа. В подготовительной группе темы по формированию ЗОЖ включаются в занятия по основам безопасности жизнедеятельности.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям воспитанников дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен.
В коррекционно-педагогической работе с детьми педагоги используют электронные образовательные ресурсы: лицензионные программы и диски, презентации. На занятиях применяют обучающие диски с развивающими играми, например: «Рисуем, учимся, играем», «Лунтик учится рисовать», «Волшебные превращения», обучающие фильмы: «Весёлая зарядка, или как зарядиться бодростью детям», «Утренняя зарядка для детей», «Чудо путешествия», «Русский музей – детям», электронные энциклопедии: «Энциклопедия дяди Кузи», «Почему и потому», цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей «Уроки тетушки Совы», демонстрируют детям иллюстрации и видеоролики и др.